SMM был, есть и будет

Больше года назад, когда я еще только начинал вникать во все тонкости интернет-маркетинга, я решил заглянуть в Яндекс.Вордстат и посмотреть запросы по «моей теме» — SMM.

Что было в 2011 году

«Отличная положительная динамика» — подумал я тогда и понял что не зря завёл блог на эту тему и вообще начал заниматься социальными сетями профессионально.

Вот что творилось в 2011 году с запросом «SMO»

SMO

Динамика не хуже чем у «SMM»: у обоих запросов почти поровну (4200) запросов в месяц в августе 2011.

Важные моменты, которые влияли на SMM

Давайте попытаемся вспомнить что происходило в 2011 году

Боты

Продвижение с помощью ботов продолжает бросать тень на SMM и все больше людей разочаровываются в нем как в инструменте продвижения.

Публичные страницы и повышение роли контента в ВК

В самом начале 2011 года в ВК появляется новый вид сообществ: публичные страницы. Это вызывает бурный рост «контент-пабликов» — публичных страниц, регулярно обновляемых контентом, который относится к какой-то определенной теме: фотографии, юмор, дизайн, декор, животные, коты, собаки и т.д.

Именно контент-паблики дают понять большому количеству админов сообществ, что сообщество должно регулярно обновляться интересным материалом.

Так, за две недели благодаря свободным тематикам (рецепты) получается за 2 недели привлечь 200 000 новых подписчиков.

Повышение цен в таргетированной рекламе

Цены за 1000 показов и за клики в таргетированное рекламе ВК растут как на дрожжах. Поэтому единицы начинают обращаться к менее затратному, но более эффективному инструменту — рекламе в группах.

Повышение роли графического контента

В конце 2011 года ВК увеличивает отображение изображений, прикрепляемых к постам.  Я тогда негодовал, но сейчас понимаю, что это было очень хорошее нововведение. Именно это нововведение привело в 2012 году к появлению картиночных групп: цитатников, мем-групп, мдк-стайл…

smm

Понимание

Большинство заводят себе группы «чтобы было», «сейчас это модно». При этом многие создают и паблики, и группы, а потом спрашивают как перетащить из группы в паблик народ или наоборот. Хотя до сих пор не все понимают какой вид сообщества (группа или паблик) им больше подходит.

SEO и что-то в этом роде

Панда

Впервые алгоритм Panda был представлен в феврале 2011 года, его целью было удаление из выдачи сайтов с контентом низкого качества.

В августе 2011 года Google для всех включает новый алгоритм Panda (Панда)

алгоритм Панда

На что обращает внимание Панда:

  • Уникальность контента
  • Релевантность рекламы
  • Ссылочная масса
  • Человеческий фактор
Яндекс

На слух алгоритмы Яндекса мне попадаются реже, чем Google, но он также как и западный коллега продолжают бороться с покупными ссылками, максимально снижая эффективность продвижения с помощью этого способа.

При чем здесь SEO, если речь про SMM?

Как поисковое продвижение может повлиять на рост интереса к продвижению в социальных сетях? Очень просто.

Покупка ссылок становится все менее эффективна. Поисковые алгоритмы хотят естественных ссылок с качественных ресурсов, близких по тематике. Всё большую роль в ранжировании играют поведенческие факторы, которые зависят от дизайна, юзабилити и контента на сайте. Заказчики видят снижение эффективности при постоянно растущих затратах на поисковое продвижение. Тратить деньги впустую никто не хочет, поэтому и обращаются к другим каналам привлечения клиентов.

Кто постоянно работает с людьми? Кто постоянно работает с графическим контентом? Кто постоянно думает над тем, какую статью написать, чтобы о ней рассказали другие и начался вирусный эффект распространения? Правильно, SMM-щики.

SMM-менеджер может просто вести группу в ВК, тем самым косвенно повышая сайт и в результатах поисковой выдаче. Также ведение группы может повысить количество прямых запросов (по названию сайта, сервиса, бренда). При этом SEO-шнику сложнее помочь SMM-щику: в результатах поиска в ВК группу он точно не поможет поднять:)

Но это всего лишь 2011 год, который прошел и задал новый вектор развития интернет-маркетинга. Давайте же посмотрим на больее близкое прошлое и придем к настоящему и подумаем над будущем

2012 год…Нет времени объяснять,..

Начнем с того же — анализа запросов в Яндексе

SMM

smm

Почти 10 000 запросов в месяц. Рост в два раза по сравнению с декабрем 2011.

SMO

SMO 2012

А вот интерес к SMO как-то поутих: роста относительно предыдущего периода практически нет. Про это просто никто не говорит и не пишет.

Если есть рост интереса к SMM, то должен быть и рост интереса к людям, которые этот самый SMM и будут делать. Называют их чаще SMM-менеджеры, SMM-специалисты, а самый простой SMM-щики, но так никто не ищет

SMM менеджер

После увиденного роста количества запросов, будущие SMM-щики могут быть спокойны — работу они точно найдут, если не дураки.

А что у нас с запросом более приземленным, ведь термина SMM какой-нибудь владелец бизнеса может не знать, а про поисковое продвижение он уже знает. Значит будет спрашивать у поисковика по аналогии — продвижение в социальных сетях

продвижение в социальных сетях

С «продвижением в социальных сетях» всё хорошо. Динамика вроде как положительная. Снижение количества запросов в месяц в будущем возможно будет связано с переходом на более точные запросы, такие как «продвижение в +(социальная сеть)»
Продвижение в Контакте
С продвижением в ВК тоже все хорошо. А как же обстоят дела с продвижением в западных социальных сетях

Продвижение в facebook

Продвижение в facebook
Как видно из графика какой-то явной положительной динамикой запрос «продвижение в facebook» не обладает. Хотя, после октября он должен будет подрасти, потому что появление Цукерберга в России могло сказаться и на повышения интереса к продвижению в его социальной сети.

У «продвижения в твиттере» дела обстоят похожим образомпродвижение в twitter

Хотя у русского варианта написания «твиттер» дела идут неплохо.продвижение в твиттер

Про Гугл+ … с ним пока всё неоднозначно.

Что двигало SMM в 2012 году

vk

Репосты

Вначале 2012 ВКонтакте делает еще одно значимое нововведение — «Рассказать друзьям» или «репосты». Это нововведение позволяет вирусно распространяться по социальной сети контенту с указанием источника, его опубликовавшим. Вот такого эффекта можно было достичь тогда от одного поста.

23 апреля. РИФ. Перекопский

Перекопский показал «кузькину мать» агентствам, которые используют ботов для «прокачки» сообществ своих клиентов. Создан черный список таких агентств. В него правда попало всего два агентства. Авторизованных куда больше. Это радует.

кузькина мать

%ботов в статиситке сообществ

Процент ботов стал отображаться в статистике сообществ.

Охват в статистике сообществ

С помощью охвата становится возможным оценить эффективность ведения сообщества: контент, время размещения, вирусный эффект.

Чистка от ботов

Многие группы почищены от явных ботов. Так у одного мета-поисковика авиабилетов было около 500000 участников, а стало 100000.

Поиск по сообществам становится умнее

Основная цель накрутки ботами состояла в том, чтобы максимально высоко быть в поиске по каким-то определенным запросам. ВК решил пересмотреть свой наипростейший алгоритм ранжирования сообществ и ввел в формулу ранжирования множество поведенческих факторов, которые накрутить куда сложнее, чем просто число участников.

ВК запускает свою рекламную сеть

В сентябре всё тот же Перекопский в Казане на SEO-конференции объявляет о том, что ВК готовится к запуску своей рекламной сети.

На данный момент SocialTank принимает ресурсы(сайты) для бета-тестирования. Для бета-теста принимаются сайты с посещаемостью больее 10000 человек в сутки.

ВК идет на запад

В Контакте начинают появляться различные известные люди: ShakiraPaul Van DykThe Prodigy

 , TiestoArmin van Buuren и т.д. Список можно найти тут

 Профессиональная среда

Профессиональные ресурсы

Все больше интересных статей можно найти на таких ресурсах как Cossa, Лайкни, Ловимсетью, Аин.юа. Полный список ресурсов доступен здесь

Специализированные сервисы

Появляются сервисы, которые помогают анализировать сообщества: Система Ниппель, ДжагаДжем.

В январе появляется первый автопост для ВК. В мае их уже около 5.

В апреле-мае появляются две биржи для покупки/продажи рекламы в группах. На данный момент самой лучшей биржей является sociate.ru.

Мероприятия

Точной статистики у меня нет, но по ощущению в 2012 было гораздо больше мероприятий посвященных интернет-маркетингу чем в 2011 году. Про чисто SMM перестали говорить.Истерия закончилась. Теперь все начали говорить про digital, в который входит SMM

SEO уже не торт

Google продолжает совершенствовать Панду. Но млекопитающего поисковому гиганту становится мало и он запускает Пингвина

Пингвин – это очередной способ, который все систематизирует и действует более целенаправленно против:

Google Пингвин

  • Спама в комментариях на блогах и форумах
  • Ссылок с профилей, подписей на форумах
  • Ссылок с сеток блогов
  • Ссылок с диреторий
  • Ссылок со статейных ресурсов
  • Ссылок с любых некачественных сайтов, особенно с тех, которые специально для этого созданы и откуда получить ссылку может любой желающий.
  • Ссылок с точным вхождением ключевых слов
  • Переспама ключами во внешних и внутренних ссылках
Яндекс делает что-то похожее. В следствии этого покупка ссылок становится еще менее эффективным способом продвижения. Поисковики хотят хорошие и полезные сайты, наполненные качественным контентом.
Вот тут то и появляется, хотя скорее всплывает со дна, еще одна сфера интернет-маркетинга — контент-маркетинг
контент маркетинг

Экспертное мнение

Я решил что полноценная статья не может быть без экспертных мнений. Их оказалось слишком много и я решил вынести их в отдельную статью.

Слова 2013 года

  • Ретаргетинг
  • Social CRM
  • Digital CRM
  • Поведенческие факторы

Выводы

Самое сложное при любом анализе — сделать правильные выводы. Скажу сразу, что я мог ошибиться еще в самом начале и неправильно подобрал запросы, не ставил кавычки для получения более точных данных по ключевым словам. Может быть.  Но общая картинка точно вырисовывается:

  • Бюджеты на SMM будут расти
  • В 2013 мы скорее всего увидим  первые Social CRM в России (если не будет конца света 21 декабря 2012) 🙂
  • SEO будет тесно завязано на SMM
  • Роль контент-маркетинга при продвижении будет значительно выше. Спасибо Панде и Пингвину за это.
  • Высокий спрос на SMM-щиков и контентщиков:копирайтеров, дизайнеров, инфографистов, видео
  • Больше специализированных сервисов для работы в социальных сетях в рунете (на западе выбрать сложно подходящий сервис)
Около 1400 слов написано ради 6 пунктов вывода. Может я что-то пропустил, может что-то неправильно растолковал.  Важно не то, какие выводы сделал я, а то какие сделаете вы!

P.s. Ниже приведу «список литературы» 

Материалы по Панде и Пингвину:

Социальные сети, SMM, контент-маркетинг

 

Ну и на последок нужно какое-нибудь мозгоразжижающее видео, потому что если вы прочли всё то, что написано выше, вам оно просто необходимо. Хороших выходных!

SMM был, есть и будет: 13 комментариев

  1. Не помню точно где, но находил информацию что процент ботов начинает отображаться на странице если в ней более 10 000 участников.

    На практике: у одного клиента была страница в которой было около 28 000 участников. По его словам в 2008-2009 году заказывали «раскрутку» каким то «бушевавшим» в то в то время «специалистам по раскрутке Вконтакте».

    Дак вот когда мы взялись за ведение сообщества в нем оказалось по данным Вконтакта примерно 23 000 ботов. Согласовали с клиентом, решили что стоить воспользоваться штатной появившейся кнопочкой «очистить сообщество от ботов».

    Примерно через сутки группа уменьшилась до 5000 человек и пропала из общего поиска.

    Через 2 недели примерно, снова сумели найти страницу в общем поиске но уже на пару десятков позиций ниже (до этого к слову она была в поиске и на очень неплохой позиции для нашего региона).

    Но так как для клиента было важно избавиться от портящих репутацию «мертвых собак», особых расстройств по поводу сползания в общем поиске не было.

  2. Абсолютно согласен с автором. Если еще «вчера», каждый бренд хотел иметь страницу в соцсетях, подвергшись моде (не более того), то сейчас уже все чаще можно встретить, когда бренд вообще отказывается от развития собственного автономного сайта, перенося весь контент на страницы соцсетей. Это дешевле, быстрее и в большинстве случаев — эффективнее. Хотя, не спорю, бизнес-бизнесу рознь.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *